пятница, 20 апреля 2012 г.

Рэки ВОВ на Онего

Так, мысли вслух...

А что у нас с рэками на Онежском озере?
Выдернуто по чуть-чуть отовсюду... Особая благодарность navy.su

За время ВОВ, потери флота на Онежском озере составили:

1) канлодка № 13 (б. буксир «Ижорец № 18») потоплен 31 июля 1942, р-н о. Василисин, шторм (пропал без вести)
2) канлодка № 12 (б. буксир «Каляев») потоплен 1 июня 1943, р-н о. Василисин, авиация
3) КТЩ № 112 потоплен 21 мая 1943, устье р. Андома, шторм



31 июля 1942 года во время шторма у Василисина острова погибла КЛ-13. По словам очевидцев, на нее одна за другой обрушились две огромные волны, после чего лодка встала вертикально и ушла на дно, унеся на глубину весь экипаж.

1 июня 1943 года недалеко от того же Василисина острова три канонерки были атакованы тремя финскими бомбардировщиками. Два корабля, сманеврировав, уклонились от удара, но КЛ-12 не повезло. В нее попали две 100-килограммовые бомбы, после чего лодка
затонула. При этом, по некоторым данным, погибли 27 человек ее экипажа.



Вооружение канлодок состояло из пушек калибра 75 мм и 45 мм из средств ПВО на палубах стояли 37-мм автоматы и 12,7-мм пулеметы.


Две лодки в одном месте с перерывом в год? Интересно...

КЛ-13
до 7 августа 1941 - Ижорец № 18
Буксир типа "Ижорец". 

Бывший буксирный пароход, построенный в 1934-1935 на Ижорском заводе в Колпино под Ленинградом. Находился в подчинении сначала Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ. 7 августа 1941 мобилизован, принят от НКРФ и поставлен на переоборудование в РКЛ. 9 сентября 1941 РКЛ, подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ОВФ. С 28 ноября 1941 входила в состав ВВФ и с 25 мая 1942 - в состав ООК. Участвовала в Великой Отечественной войне (боевые действия на Онежском оз. в 1941 - 1942). 31 июля 1942 погибла со всем экипажем у о-ва Василисин в Онежском оз. во время сильного шторма и 6 ноября 1942 исключена из списков судов ВМФ.

ТТХ:
Длина - 22,9
Ширина - 5,5
Осадка - 2,2 м
Водоизмещение - 129,3 т
Силовая установка - 240 л.с.
Скорость хода - 8 уз
Вооружение - 1-45-мм и 1-37-мм (первоначально 2-45-мм) ор., 1 -12,7-мм пул.
Экипаж - 22 человека

КЛ-12 


Канонерская лодка типа "Огюст Бланки"


до 22 августа 1941 и с 22 ноября 1941 по 27 июля 1942 - Каляев, до октября 1919 - Посыльное судно № 5, до 22 июля 1919 - Каляев, до 9 апреля 1919 - Сиговец

Бывший речной колесный буксирный пароход, построенный в 1885 на заводе Бутца и Пантеля в Санкт-Петербурге по заказу частного судовладельца и базировавшийся на Санкт-Петербург. 8 февраля 1918 национализирован и передан Главоду, а 22 июля 1919 мобилизован и зачислен в состав ОВФ в качестве ПС. Участвовал в гражданской войне (бои с белогвардейской флотилией на Онежском оз. летом и осенью 1919, Видлицкая десантная операция 27-29 июня 1919). С 10 октября 1919 по 15 ноября 1919 числился буксирным пароходом. 18 ноября 1919 исключен из списков судов РККФ в связи с передачей Прионежскому Рупводу для использования в качестве буксира. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ. 22 августа 1941 мобилизован вновь, принят от БОРП и поставлен на переоборудование в РКЛ. 14 сентября 1941 РКЛ, подняв Военно–морской флаг, вошла в состав ОВФ. С 22 ноября 1941 по 27 июля 1942 входила в состав ВВФ и числилась буксирным пароходом, после чего возвращена в подкласс РКЛ и переведена в состав ООК, а 13 декабря 1942 - в состав ОВФ. Участвовала в Великой Отечественной войне (боевые действия на Онежском оз. в 1941-1943). 1 июня 1943 в 14:00 потоплена у о-ва Василисин в Онежском оз. авиацией противника, и 7 июля 1943 исключена из списков судов ВМФ.


ТТХ:
Длина - 37,1 м
Ширина - наибольшая - 10,2 м
Осадка - 2,1 м
Водоизмещение - 250 т
Высота над ватерлинией - верхней палубы - 0,5 ; палубы полубака - 1,2 ; палубы юта - 0,8 ; ходового мостика - 2,6 ; дальномерного поста - 2,5 м ; клотика - 7,5 м
Силовая установка - главная энергетическая установка - котломашинная ; 1 поршневая паровая машина двойного расширения мощностью - 240 л.с. ; 2 главных огнетрубных котла, паропроизводительностью - 2,2 т/ч, давление пара = 8 кг/см2, t=179ºС.
Время приготовления машин к походу - нормальное - 45 мин, экстренное - 10 мин
Рулевое устройство - 1 руль : посты управления - рулевая рубка, румпельное отделение
Движители - 2 колеса диаметром 4150 мм
Запас топлива - уголь: нормальный - 20 т ; усиленный - 30 т
Скорость хода - 8 уз
Дальность плавания - 680 миль при 8 узлах
Вооружение - 2-85/55 ор. обр. 1939 г. (400 выстрелов), 3-12,7мм : первоначально 2-75-мм и 1-45-мм ор.
Экипаж - 51 человек (офицеров - 4 ; старшин - 14 ; рядовых - 33) : 23 человека первоначально
Источники электроэнергии - поршневой парогенератор 4,5 кВт, напряжение 110 В постоянного тока
Пожарные насосы - поршневой производительностью 17 т/ч
Водоотливные средства - 8 эжекторов
Дополнительное оборудование - 2 127 мм магнитных компаса ; 1 лаг ГО-III ; ручной лот : открыто расположенный дальномер ДМ-1,5


Василисин остров

Координаты  (WGS84)
N 61° 48.370'
E 35° 41.221'

15 км от берега, самый удалённый остров в Онежском озере


Судя по этой карте глубины вполне нырябельные. 30-50м.

На острове сохранились остатки маяка и какие-то ошмётки от метеостанции.  Картинка ужалена с геокэша.
В июне буду в Петрозаводске. Осталось дело за малым. Найти ГБО и кампанию ;-)

Комментариев нет:

Отправить комментарий